Адаптация реб...

  • Поделиться в

Адаптация ребенка к школе: чем могут помочь родители?

Заканчивается лето и для детишек наступает школьная пора. Для некоторых их них это целое событие, потому что они в первый раз в своей жизни идут  в школу, потому что кардинально меняется их статус – теперь они школьники, ученики, первоклассники. Теперь незаметно начинает меняться отношение к ним взрослых, их ожидания. Меняется привычный уклад жизни, появляются новые обязанности и требования, и, хочешь, не хочешь, ребенку приходится меняться самому и соответствовать новой роли.

Первые дни и недели школьной жизни, несомненно, будут для ребенка захватывающими и интересными, ведь столько всего нового и необычного происходит в его жизни: знакомство со школой, с учителями, одноклассниками, активное общение и взаимодействие, новые виды деятельности, новые атрибуты ученика и много других приятностей. Но, тем не менее, они также будут и достаточно трудным опытом. От того, как пройдет этот период «вхождения» в школьную жизнь зависит то, насколько легко ему будет даваться в дальнейшем обучение, как сложатся отношения с учителями и одноклассниками, каких успехов он сможет добиться, насколько сумеет проявить и реализовать свои способности и, самое главное, научиться ли получать удовольствие от процесса познания.

Процесс привыкания ребенка к новым условиям, заметное изменение образа жизни называют адаптацией. В целом, адаптация в переводе с латинского означает приспособление функций организма и его органов к условиям среды. Способность ребенка к адаптации в новой среде зависит от его психической, физической и эмоциональной готовности.

Именно поэтому родителям первоклассников необходимо быть очень внимательными к своему ребенку в период его адаптации к школе, наблюдать и вовремя замечать изменения в физическом, эмоциональном  и психическом состоянии.

Итак, что в жизни ребенка родителям не стоит оставлять в сентябре-октябре без внимания:

—    Самочувствие ребенка в течение дня, не жалуется ли  на усталость или головные боли.

—    Спокойный ли и полноценный сон ребенка.

—    Нет ли проблем с питанием и пищеварительной системой.

—    Не стал ли ребенок тревожным, капризным, замкнутым, не появились ли у него соматические особенности (тики, навязчивые движения, повторение слов, легкое заикание и др.)

—    Охотно ли рассказывает о школе, о своих успехах и неудачах.

—    Сумел ли ребенок наладить взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Появились ли у него друзья.

—    Появилось ли у ребенка желание учиться и выполнять задания.

—    Получается ли у  ребенка овладевать элементарными новыми умениями и знаниями.

—    Понимает ли ребенок суть заданий, формируется ли у него стремление к успешному выполнению обязанностей ученика.

—    Развивается ли у ребенка желание и способность воспринимать, запоминать, анализировать информацию, получаемую в процессе обучения.

—    Учится ли ребенок планировать, контролировать и оценивать свою собственную деятельность.

Как правило, период полной адаптации ребенка к школе длится в среднем около двух месяцев (школьная адаптация первоклассников может длиться до полугода) и уже во второй учебной четверти можно судить об успешности или не успешности прохождения этого процесса.

Говорить об успешной адаптации первоклассника к школе можно тогда,  когда:

ü  у ребенка удовлетворительное состояние здоровья;

ü  у ребенка часто хорошее настроение, он с удовольствием идет в школу;

ü  он установил конструктивные взаимоотношения со сверстниками, наладил положительный контакт с учителем;

ü  ребенок без особых трудностей усваивает учебный материал, достаточно успешно справляется с заданиями.

ü  первоклассник овладел навыками учебной деятельности, проявляет самостоятельность;

ü  у ребенка адекватное поведение в стенах школы.

Что может  затруднять адаптацию детей к школе?

— Психологическая дезадаптация в детском саду.

— Стиль семейного воспитания и особенности семейной микросреды.

— Отрицательный стиль отношения педагога к детям.

— Социофобия.

О неуспешной адаптации ребенка к школе может свидетельствовать:

üсниженное настроение, подавленное эмоциональное состояние;

üплохой аппетит, проблемы с пищеварительной системой;

üчастые простуды или другие заболевания;

üчастые беспричинные перепады настроения, плаксивость, капризность;

üбеспокойный сон, частые пробуждения ночью, ночной энурез и т.п.

Среди множества причин школьной дезадаптации, можно выделить основные субъективные причины:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами  которого могут быть недостаточно профессиональная работа педагогов дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе старших братьев и сестёр и т. д.

  2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, которая может объясняться как индивидуальными особенностями развития интеллекта ребенка, так и педагогической запущенностью.

  3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, конфликты в семье, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

  4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Теперь, обобщая свой опыт работы с детками начальной школы,  и анализируя проблемы, с которыми к психологу часто обращаются родители, я хочу поделиться некоторыми подсказками, использование которых позволит родителям  помочь своему ребенку в период освоения им новой важной роли, роли успешного ученика.

Совсем несложно помочь ребенку адаптироваться  в физическом плане. Начните уже в августе с организации режима дня, его стоит максимально приблизить к тому, который начнется у ребенка 1 сентября. Ведь чем раньше родители начнут помогать ребенку «подстроиться» к новому режиму, тем легче ему будет в учебном году. Подарите ребенку будильник, пусть у него будет свой личный помощник, который станет помогать вовремя просыпаться и успевать в школу. Нежелательно, чтобы мама будила ребенка словами: «Соня, засоня! Опять опоздаешь!», тормошила его или стягивала одеяло – так к маме и к школе у ребенка могут возникнуть негативные эмоции. Не обязательно каждый день в августе заводить будильник на семь часов утра. Можно начинать подъем пораньше постепенно, и каждый день ставить время пробуждения минут на десять пораньше.

Будет здорово, если Вы вместе с ребенком составите и красочно оформите режим (распорядок) дня и поможете ребенку его соблюдать. С одной стороны – это всем известная и банальная вещь, но с другой стороны, как показывает мой многолетний опыт, родители почему-то упускают этот, очень важный для первоклассника, момент. Отсутствие такого помощника, как визуально оформленный распорядок дня ученика и умения соблюдать его, скажется в будущем. Скорее всего, даже к четвертому классу ребенок так и не научится без подсказок или требований родителей «садится за уроки», тратить для выполнения домашних заданий только отведенное для этого время, чередовать время отдыха и активности, самостоятельно планировать и организовывать свое время и т.д.

Правильное питание, утренняя гимнастика, занятия в спортивных секциях и частые прогулки на свежем воздухе снижают риск возникновения у ребенка проблем со здоровьем и закладывают основу для успешной физиологической адаптации.

Очень часто состояние физического здоровья школьника во многом зависит от его  психического и эмоционального состояния, от того, насколько комфортно ему находиться в школе.

В психологическом плане, самым важным результатом помощи взрослых будет формирование у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (сверстники — родители — учителя). Когда процесс обучения приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных эмоциональных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостойным внимания, любви, успеха, тогда школа не является проблемой.

Чтобы ребенку было легко в школе, еще летом поиграйте с ним в очень известную игру, которую можно назвать «Школа» или «Школьная жизнь». Предложите ребенку «прожить кусочек школьной жизни», побыть в роли ученика (быть усидчивым и внимательным во время урока, повторить задание «учителя», ответить на самые простые вопросы, выполнить заданное задание, придумать себе интересное занятие во время переменки, и т.п.). А также побыть и в роли учителя (задать вопросы своим «ученикам», придумать и задать им задание, проверить правильность выполнения этого задания, высказать свое мнение о работе «учеников» и т.д.)

Такая сюжетно-ролевая игра позволит ребенку, которого еще вчера активно опекали, примерить на себя не только роль ученика, но и роль учителя, поможет научиться не только принимать помощь, но и самому помогать другим. Это будет формировать его самостоятельность, а самостоятельность постепенно сформирует и ответственность. Самостоятельность и ответственность – неотъемлемые части роли успешного ученика, да и личности в целом. Если к школе или в первые месяцы обучения они не сформированы, ребенок может остаться в роли посетителя детского садика, и тогда возникает проблема неуспешности.

Летом можно предложить ребенку активно поиграть в игры, которые будут формировать познавательный интерес, и развивать познавательные процессы: наблюдательность, внимание, память, мышление. Подойдут словесные игры, развивающие игры,  логические игры и задания, дидактические игры, которые помогают знакомиться с окружающим — все это подготовит ребенка к плавному вступлению в учебный процесс. Если у ребенка есть желание, можно много рисовать, лепить, мастерить – это не только развивает мелкую моторику, но и гармонизирует эмоциональное состояние. Конечно, бывает, что ребенок не хочет заниматься, но это только потому, что родители, возможно, неграмотно преподнесли ему этот вид деятельности. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда все нужно делать вместе с ребенком, проявлять интерес и к тому, что делает ребенок и к результатам его труда. Совместная с родителями деятельность сформирует интерес и уверенность в своих силах. Когда это у ребенка есть, он не будет в дальнейшем сильно нуждаться в помощи взрослых. Вообще, хорошо, если родители с первого класса будут помогать детям осознавать и видеть прикладную составляющую знаний, которые они получают. Например: «Нужно научиться решать задачи на время и скорость, чтобы посчитать, сколько тебе понадобится времени, чтобы дойти до школы или в гости к бабушке».

Очень желательно чтобы ребенок до школы как можно больше общался со сверстниками, играл в коллективные игры, учился устанавливать позитивные взаимоотношения, решать возникающие конфликтные ситуации. Практика показывает, что многие детки готовы к школе интеллектуально (у них хорошая память и большая интеллектуальная база), но эмоционально-волевая и социально психологическая сферы сформированы не до конца, поэтому им бывает сложно  в коллективе проявлять свои способности, демонстрировать знания и умения.

Недавно я проводила диагностику готовности к школе ребенка шести лет, отвечая на мои вопросы о том, что он знает о школе, ребенок ответил: «В школе задают домашнюю работу, а на уроках нужно выполнять трудные задания». В данном случае у ребенка, скорее всего, еще до посещения школы сформировался определенный стереотип и негативный образ школы. Чтобы такого не произошло, не стоит в разговорах о школе проговаривать, что будет трудно, что потребуются какие-то невероятные усилия или что учеба – это постоянная работа и нелегкий труд. Лучше рассказать ребенку о распорядке школьного дня, о том какие будут уроки, чем ребенок будет заниматься в то время, пока будет находиться в школе. Т.е.  описать ему объективную реальность, без домыслов и предположений, не стоит также «рисовать» радужные картины и перспективы, будто это увеселительное и развлекательное заведение: «Там будет много детей, ты будешь с ними играть!» Если родители сформируют такой образ, ребенок очень быстро разочаруется: если играть и можно, то только в первом классе и в строго отведенное для этого время, которое длится гораздо меньше, чем урок. Получается, родители вводят ребенка в заблуждение. Когда он поймет, что их слова не соответствуют действительности, он будет разочарован, а это может сыграть негативную роль в формировании его  желания учиться.

Постарайтесь, насколько это возможно, «готовится к школе»  в организационном плане вместе с ребенком. Позвольте ему самому выбрать, или хотя бы принимать участие в выборе всех необходимых будущему ученику вещей. Во-первых – это доставит ребенку массу удовольствия и будет для него хорошим развлечением, во-вторых – позволит почувствовать свою «взрослость» и значимость, ведь Вы позволили в этот момент ему самому решать такие важные вопросы, а значит, еще и поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, о важности которых мы уже говорили.

Замечательно, если еще до 31 августа вся семья сходит на экскурсию в школу. Пройдитесь по этажам, посмотрите, как выглядит школа – коридоры, раздевалки, столовая… Покажите ребенку, где находится его класс, библиотека и какими «путями» можно к ним добраться. Очень хорошо заранее познакомиться с учительницей. Когда ребенок увидит ее 1 сентября, это будет человек, с которым он знаком и с которым уже общался.

Будет хорошо, если 1 сентября станет общим семейным праздником и ребенок почувствует причастность родителей, их заинтересованность. Отметьте начало школьной жизни, купите тортик или сходите в кафе, придумайте что-нибудь для ребенка увлекательное и запоминающееся. Микроклимат в семье, эмоциональный фон – один из факторов, который может либо помогать, либо затруднять адаптацию к школе.

Ребенку, начинающему обучение в школе, как никогда необходима моральная и эмоциональная поддержка взрослых. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка или его способности.

Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми, а результаты его работы с неким эталоном или результатами других учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов и достижений. Следует подчеркивать то, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Искренне интересуйтесь  школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п. Почаще обсуждайте и делайте акцент на ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогайте ему обрести веру в себя.

Не допускайте,  чтобы ребенок был замкнут только на своих школьных удачах или неудачах, найдите ему такую внеучебную деятельность, в которой он способен с удовольствием реализовываться и самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных успехах. Чем больше родители фиксируют внимание ребенка на школе, учебных достижениях, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

И еще, хорошо будет, если еще до того, как ребенок станет учеником, он будет понимать, что важна не оценка, не одобрение, а те старания, которые он прилагает, и то, чему он научился. Ожидание высокой или страх низкой оценки будут мешать проявлять способности.

Снизьте ценность и важность школьных отметок, то есть показывайте ребенку, что его любят не за хорошую учебу, не за высокие оценки, не за результаты тестов и контрольных, а любят, ценят, принимают таким, какой он есть, безусловно, не за что — то, а вопреки всему.

Дорогие родители! Начало школьной жизни – очень непростой период для Вашего ребенка. Поддержите его, дайте почувствовать поддержку, помощь и полное принятие независимо от того, успешен он на данный момент в школьной деятельности, или не очень.

И самое главное постоянно поддерживайте своего ребенка и не только и не столько в плане помощи в усвоении  учебного материала, сколько в психологическом плане. Ребенок в этот период больше чем обычно нуждается не в прямых указаниях и критике со стороны взрослых, а в одобрении своих пусть даже самых маленьких успехов, в поощрении, в понимании своего состояния и настроения, в авансировании, в поддерживающих посланиях, которые родители передают или нет своим детям в процессе общения. О поддерживающих посланиях можно подробнее почитать в психологической литературе (автор Джин Кларк), ведь 6-7 лет – это кризисный период в развитии человека и в этот период в своем развитии человек переходит от стадии «идентичность и сила» к стадии «стадия структуры». Я лишь перечислю содержание посланий, которое необходимо получать ребенку в  период адаптации к новым условиям жизни:

Ты можешь изучать самого себя и открывать, кто есть другие люди.

Ты можешь быть сильным и в то же время просить помощи.

Ты можешь попробовать себя в различных ролях и способах стать сильным.

Ты можешь познакомиться с результатами своего поведения.

Я считаю нормальными все твои чувства.

Ты можешь понять, что притворное, а что настоящее.

Я люблю тебя таким, какой ты есть.

Ты можешь подумать, прежде чем сказать “да” или “нет”, и можешь учиться на своих ошибках.

Ты можешь доверять своей интуиции, и это поможет тебе решить, что делать.

Ты можешь найти свой способ делать многое, подходящий именно для тебя

Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить среди других людей.

Ты можешь научиться, когда и как возражать.

Ты можешь думать о себе и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным.

Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой.

Я желаю родителям первоклассников уверенности в своих родительских способностях и умениях, терпения, взаимопонимания со своими взрослеющими детками. Если случится так, что процесс адаптации к школе будет проходить сложно или Вы заметите, что не все благополучно складывается у ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам. Необходимую помощи и консультацию всегда можно получить у школьного психолога, или психолога внешкольного учреждения в Вашем районе. А мы в свою очередь, обобщив весь имеющийся у нас опыт и знания, создали цикл развивающих занятий для учеников первых и вторых классов «Успешный ученик». Занятия данного цикла начнутся в ноябре этого учебного года и направлены на то, чтобы в максимальной степени помочь детям освоится в новой для них роли ученика, быть успешными и уверенными в себе и своих силах. Более подробно о данной программе можно узнать на сайте нашего Центра.

Еще родители первоклассников, да и не только первоклассников, чтобы помочь своим детишкам безболезненно освоится в новых школьных условиях, могут воспользоваться возможностями такого замечательного жанра, как сказка. Например, можно вместе с детьми почитать специальные коррекционные сказки для школьной адаптации М.А. Панфиловой «Лесная школа», которые созданы специально для того, чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе.

 

Людмила Коровай

руководитель  центра развития «Страна Чудес»

ведущая детских программ,

психолог.

Опубликовано в журнале «BAMBINI»

IMG