Как подготовить ребенка к школе?
Ваш ребенок уже дошкольник: у него расширился круг общения, появились интересы, стали возникать вопросы. В то же время – он еще не школьник, у него масса свободного времени, а, значит, и возможностей провести это время интересно, увлекательно и с пользой. Ведь возраст до школы (5-6 лет) – это уникальная возможность для ребенка накопить определенный багаж, который будет помогать ему не только в процессе обучения в школе, но и в процессе всей жизни. Как родители могут помочь своему ребенку в этом?
Этот вопрос мы задали руководителю нашего центра, психологу Людмиле Коровай.
С чего стоит начать родителям 5-6 летнего ребенка?
Достаточно важный момент в развитии старшего дошкольника – это общение со сверстниками. Ребенок обязательно должен посещать места, где он сможет общаться.
Если ребенок ходит в детский сад – это прекрасно. Если не ходит – желательно постараться организовать его время так, чтобы он хотя бы за год до школы все-таки походил в детский сад.
Если это совсем невозможно, то необходимо, чтобы ребенок общался со сверстниками в процессе посещения студий, секций, кружков. Это должны быть не только студии, формирующие специальные навыки (танцы, спорт), но и группы, где дети могут непосредственно общаться друг с другом и со взрослыми.
Также важно уделить время организации неформального общения ребенка. Ребенок должен общаться как можно больше: во дворе, с друзьями, с братьями-сестрами, во время праздников и т. д.
Ни в коем случае родители не должны игнорировать вопросы, которые в этот период задают маленькие почемучки. Если ребенок озадачил вас вопросом, на который вы не можете ответить, не выдумывайте и не фантазируйте. Лучше скажите: «Я не могу сейчас ответить на твой вопрос, я посмотрю/почитаю и позже отвечу тебе».
То есть общение – это самое важное для ребенка в этом периоде?
Направление зарубежной психологии утверждает, что личность человека формируется окончательно к шести годом. И после шести, несмотря на то, что ребенок еще будет развиваться физически, в личностном плане он уже приобрел необходимые умения и навыки взаимодействия, усвоил определенные модели поведения, у него уже сформировались основные черты характера.
Советская психология дает родителям немного больше времени в плане воспитания и говорит о том, что личность формируется к двенадцати годам. Ориентируясь на свой практический опыт, я больше согласна с западными психологами.
Поэтому родителям важно понять, что у них не так-то много времени, и не откладывать на будущее воспитание ребенка. Важно это делать здесь и сейчас, иначе потом корректировать это будет достаточно сложно. Например, застенчивость, неуверенность, излишнее проявление агрессии.
Насколько важно, чтобы ребенок к школе уже умел читать, писать и считать?
Учиться ребенок должен с желанием, и процесс обучения для него должен быть интересным. Ни в коем случае нельзя заставлять и настаивать на обучении ребенка. Если ваш ребенок в пять лет не умеет читать – это нормально! Он с легкостью и быстро научиться этому в школе, если до школы вы поможете ему не в конкретном обучении, а в развитии его индивидуальных способностей: памяти, внимания, мышлении, через правильно организованную игровую деятельность.
Большинству детей в этом возрасте процесс обучения чтению и счету не только не интересен, но и не нужен. Природа отвела это время – до семи лет – для игры. Поэтому родителям не стоит отнимать у ребенка время, дарованное природой, и спешить с обучением, которое подразумевает умение детей долго концентрировать свое внимание, умение быть усидчивым и сосредоточенным. Физиологически эти способности ребенок приобретет только к семи-восьми годам, когда у него сформируются лобные доли.
На что ориентироваться при выборе подходящей секции, кружка или студии?
В первую очередь, на содержание предлагаемой программы. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности у ребенка является игра, в которой он усваивает социальные нормы, принятые в обществе правила поведения, учиться общаться и решать конфликтные, непростые, сложные ситуации, а также учиться отстаивать свое мнение и защищать свои интересы, быть успешным в том, что он делает.
Поэтому при выборе студии, узнайте более подробно, чем конкретно будет заниматься ребенок. Будет ли он приобретать конкретные навыки – например, учиться считать, читать и писать, и этим весь процесс развития ограничивается, или помимо обучения программа подразумевает создание игровой ситуации, ситуации непосредственного общения и взаимодействия детей друг с другом – ситуации, в которой ребенок сможет проявить и развивать свои способности.
На сегодняшний день очень большой выбор развивающих школ, студий, групп. Не пожалейте времени, изучите предложения и выберите наиболее подходящие для своего ребенка программы.
Беседовала Майя Красковская