Чудесные возм...

  • Поделиться в

Чудесные возможности сказки

 Чудесные возможности сказки

Что может сказка?

Во многих семьях существует добрая семейная традиция, помогающая создавать уютную, теплую, доверительную, душевную атмосферу в доме – это чтение сказок. Сказка, помимо того, что создает эту особую, наполненную волшебством атмосферу, помогает маленькому слушателю в увлекательной форме знакомиться с разнообразием и особенностями окружающего мира, с нормами и правилами общения и взаимодействия, с нравственными понятиями и способами решения различных сложных ситуаций. Сказка позволяет ребенку вместе со сказочными персонажами переживать чужую судьбу и примерять на себя различные роли злого и доброго, жадного и щедрого, слабого и сильного, трусливого и смелого,  равнодушного и заботливого, глупого и мудрого, беспомощного и могущественного героя.

Также сказки являются неиссякаемым источником интересной и полезной для детей деятельности: рассказывание, пересказ в лицах, драматизация (настольный театр, театр теней, пальчиковый театр, кукольный театр и т.д.), инсценировка, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам любимых сказок, рисование сказочных героев или иллюстрации к сказке и т.п.

Но самое главное сказку можно использовать для развития у детей самобытности и индивидуальности, воображения и фантазии,  творческого и абстрактного мышления, речевого творчества, для воспитания добрых чувств и положительных черт характера, для развития позитивных и конструктивных личностных качеств, посредством совместного и самостоятельного сочинения собственных сказок.

А не сочинить ли нам сказку?

Используя богатый сказочный «материал», родители могут помочь своим детям отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказочную историю с помощью самых разнообразных способов работы со сказкой, ведь воображение очень важно для ребенка – оно делает его жизнь особенной,  индивидуально-творческой, неповторимой. Поверьте, что у Вашего ребенка достаточно нереализованной в повседневной жизни изобретательности, поскольку каждая личность – это клад фантазии, и кладом этим желательно пользоваться здесь и сейчас, каждый день, а не хранить где-то «на полке». А поскольку, в целом изобретательство относится к развивающему обучению, совместное сочинительство новых сказок и сказочных сюжетов будет положительно влиять не только на укрепление духовно-эмоциональных связей между детьми и родителями, но и окажет положительное влияние на активизацию резервных возможностей личности ребенка.

Вот несколько способов, с помощью которых родители совместно с детьми могут начать осуществлять новую увлекательную деятельность –   сочинение собственных сказок.

Вариант 1. Сказочные персонажи в новых обстоятельствах

Взрослый предлагает ребенку придумать новую сказку с его любимыми главными героями, в которой они попадают в новые обстоятельства. Обстоятельства могут быть самыми невероятными и фантастическими (В сказке «Хаврошечка» выросла не волшебная яблонька, а… В сказке «Лиса и заяц» лиса и заяц построили себе не избушки, а летающие тарелки. В сказке «Царевна-лягушка» царь дал женам своих сыновей новое задание… Красная Шапочка отправилась навестить  заболевшего волка. Колобок решил слетать на Луну), а могут быть близкими к жизни ребенка (Лиса заяц и петух застряли в лифте многоэтажного дома. Однажды утром кот в сапогах проснулся в цирке. Волшебник превратил Василису Прекрасную в воспитательницу детского сада).

Вариант 2. Коллаж из сказок

Можно предложить ребенку придумать сюжет новой сказки, в которой, например Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к Морозко в его ледяной дом. Или так, когда медведь нес в коробе Машеньку домой он заблудился, вышел к берегу моря и встретил золотую рыбку. Буратино, Царевну-несмеяну и курочку Рябу злой волшебник превратил в мышек. Горевали они горевали и решили обратиться за помощью к доброй фее, но фея потеряла свою волшебную палочку. Дальше начинается творческая совместная работа ребенка и взрослого. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забывать о главных, первоначальных героях и получится «коллаж из сказок».

Вариант 3. Сказки от детских стишков (считалок, загадок, пословиц и т.п.)

Ко многим коротким детским стишкам, можно придумать сказочное продолжение. Например, к известному стишку про оставленного на скамейке зайку можно предложить такое начало сказки: «Проснулась хозяюшка ночью…», «Бежал мимо скамейки щенок…», «Один прохожий увидел на скамейке серый комочек…». А стишок про Таню и ее мячик можно продолжить так: «Не зря Таня плакала, ведь мячик был не простой, а волшебный…»

Вариант 4. Сказки от «живых» клякс

Наверняка многие знают такой метод рисования, как кляксография. Это когда на бумагу капается краска или чернила и бумага наклоняется в разные стороны. После этого появляется какой-то образ. И вот этот получившийся образ из «живой» капли может стать героем новой сказки.

Только сначала нужно предложить ребенку самому, глядя на рисунок, ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?». После этого можно предложить ребенку дорисовать кляксу и уже в момент дорисовывания может начать складываться новый сказочный сюжет.

Вариант 5. Сказки по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Дети привыкают к тому, что каждый сказочный герой обладает определенными нравственными качествами: лиса – хитрая, волк – злой, фея – добрая, Золушка и Крошечка-Хаврошечка – трудолюбивые. Но бывает полезно ломать сложившиеся стереотипы. За основу можно взять известную сказку, но предложить ребенку наделить главных героев противоположными качествами и в соответствии с этим придумать свою новую историю. Например, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а волк в этой сказке добрый и заботливый. Лиса в сказке скромная и щедрая, а зайчик становится хитрым и злым. В новой сказке Красная Шапочка – непослушная и злая, а волк добрый.

Вариант 6. Сказка о том, как появилось (появился, появилась, появились)…

Детям постарше, когда они уже потренируются сочинять совместно со взрослыми и самостоятельно новые сказочные истории, можно предложить пофантазировать и придумать сказку о том, как на белом свете появилось (появился, появилась, появились)…, да все что угодно: красивая красная роза, могучий дуб, горное озеро с кристально чистой водой, населенный пункт, в котором живет ребенок, лесной ручей, морская звезда, солнечный зайчик, остров в океане, маленькая божья коровка, какое-либо созвездие или звезда, вулкан и многое другое.

Уникальная особенность создания новых сказочных историй состоит еще и в том, что предложить это увлекательное занятие детям любого возраста, и совместно сочинять, могут не только родители со своими детьми, но и учителя своими учениками, воспитатели детских садов и групп продленного дня со своими воспитанниками, руководители кружков со своими кружковцами и даже преподаватели со своими студентами.

Успехов вам и вашим деткам в увлекательном творческом процессе создания собственных интересных, волшебных, поучительных, добрых сказок!

А у меня есть возможность познакомить читателей со сказками, которые сочинили в сотрудничестве со своими родителями детки старшего дошкольного возраста, которые посещали мои занятия по подготовке к школе «В стране Чудес». Думаю, вы сразу догадаетесь, какие способы сочинения сказки были использованы при создании этих шедевров.

Итак сказки, которые вы не найдете ни в одном сборнике сказок…

Необычная встреча

Жила-была маленькая девочка Нехотелка. И так славненько она жила: уроки не делала, маме не помогала, собачек и кошек обижала, с детишками играть не хотела. Она была жуткая лентяйка и вредная нехотелка.

Однажды, когда родители были на работе, а Нехотелка не пошла в школу и просто лежала и смотрела телевизор, дверь в шкафу скрипнула, и оттуда появился дедушка Домовой, который охраняет детишек. Он сладенько позевал, огляделся по сторонам и заметил Нехотелку.

—    Здравствуй, Нехотелка. Ты знаешь, кто я?

—    Нет, — испуганно ответила Нехотелка.

—    Я, дедушка Домовой, я охраняю твой детский сон ночью. Но больше жить и охранять тебя я не могу и не хочу.

—    Почему?- спросила удивленно Нехотелка.

— Я охраняю только тех детишек, которые помогают родителям, убирают в своей комнате, хорошо учатся, всегда ходят в школу, а не сидят дома. А ты стала жуткой лентяйкой и вредной девчонкой, постоянно капризничаешь, грубишь взрослым, и у тебя любимое слово «НЕ ХОЧУ!!!!!!!!» Я устал тебя охранять, пойду и найду себя добрую и послушную девочку, а ты оставайся одна. А вместо меня придет бабушка Дрема, которая живет на крыше. У нее есть огромный сундук с тараканами, ведь эти насекомые любят жить у грязнуль и нерях.

Испугалась Нехотелка, ей совсем не хотелось жить с тараканами и бабушкой Дремой. Ведь ей же понравился дедушка Домовой.

— Дедушка, не уходи от меня, я обещаю тебе исправиться.

И в тот же час, Нехотелка быстро спрыгнула с дивана, чисто убрала свою комнату, сделала уроки, умылась и причесалась, погуляла со своей собачкой и даже испекла пирожки.

-Ай да, девочка, ай да молодец, теперь никто не будет называть тебя Нехотелкой, — сказал Домой и спрятался обратно в шкаф.

Девочке надоело быть Нехотелкой, и она стала просто Машенькой. Вернулась мама домой и не узнает свою доченьку, не грубит, не вредничает, словно подменили дочку. Все дело в том, что девочка благодаря дедушке Домовому, на себя словно со стороны посмотрела, и пообещала себе, что больше никогда не будет говорить слово «Не хочу!»

 Дарина

 

История про Ленивицу и рукодельницу

В одной семье жили-были две сестры. Одну называли Рукодельница, а другую Ленивица.

У Ленивицы был День рождения. Она пригласила своих друзей. Пошла Ленивица к Рукодельнице за помощью. Рукодельница предложила научить Ленивицу готовить, накрывать на стол, украшать квартиру, придумывать конкурсы для гостей. Ленивица ответила: «Я не могу. Я устану». Рукодельница ответила: «Хорошо, я сделаю все сама». Ленивица легла на диван, взяла планшет и начала играть.

Пришли гости. Увидели они накрытый стол, украшенную комнату и очень удивились. Спросили у девочек, кто это сделал, кто постарался. Ленивица гордо ответила, что это она и при этом покраснела. Затем она призналась, что все сделала одна  Рукодельница. Однако, Ленивица пообещала всем, что исправится к следующему своему Дню рождения. И обязательно всему научится.

 

 Две сестрички

Где-то далеко, в одной маленькой деревушке жила семья: мама, папа и две сестрички – Даша и Вика. Девочки жили очень дружно, любили вместе гулять и играть. Дашу все называли умницей и рукодельницей. Она каждый день просыпалась рано, когда начинал петь во дворе петушок, делала зарядку, умывалась, завтракала, а потом помогала маме по дому. Даша многое умела: вышивать, делать поделки, шить одежду для своих кукол, она даже помогала маме готовить еду., хотя была еще маленькой девочкой. А вот ее сестру все считали ленивицей, потому что Вика каждый день спала до обеда, постель за собой не застилала, посуду не мыла, маме ни в чем не помогала.

Однажды мама попросила дочек помочь ей в огороде. Даша с удовольствием пошла с мамой, а Вика как всегда не послушалась и осталась дома смотреть мультфильм. Потом она пошла в комнату мамы, достала ее любимое платье, захотела его примерить. Но когда она его одевала, потянула неаккуратно и порвала. Вика очень испугалась, что мама расстроится, и она горько заплакала. В это время домой вернулась Даша. Вика рассказала ей о том, что она натворила. Сестра сказала ей: «Не плачь, сейчас мы все исправим». Даша достала иголку и нитки и зашила мамино платье. Вике стало очень стыдно, что она сама не смогла зашить платье, и она попросила сестру научить ее и шить, и вышивать, а также всему, что умеет делать рукодельница Даша.

Когда мама вернулась домой, девочки рассказали ей о том, что произошло, потому что маму нельзя обманывать, а Вика еще и пообещала, что больше не будет лениться, а будет учиться во всем помогать маме.

Людмила Коровай

руководитель  психологического центра «Страна Чудес»

психолог.

Опубликовано в журнале «BAMBINI»

Фото к статье про сказки